Обязанности и полномочия работодателя при ведении электронных трудовых книжек.
Работнику, подавшему письменное заявление о ведении
трудовой книжки в электронном виде, работодатель выдает трудовую книжку на руки
и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. При выдаче
трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником такого заявления.
Лицам, впервые поступающим на работу после 31 декабря 2020 года, сведения о
трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной
трудовой книжки.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет
работодателю сведения о трудовой деятельности в бумажном или электронном виде
вместе с трудовой книжкой или взамен ее.
Сведения о трудовой деятельности могут использоваться также для исчисления
трудового стажа работника, внесения записей в его трудовую книжку (в случаях,
если на работника ведется трудовая книжка в бумажном виде) и других целей в
соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
В случае выявления работником неверной или неполной информации в электронной
трудовой книжке, работодатель по письменному заявлению работника обязан
исправить или дополнить сведения о трудовой деятельности и представить их для
хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда России.
Предоставление сведений о трудовой деятельности работнику
Работникам, на которых не ведется трудовая книжка на бумаге, работодатель
обязан предоставить сведения о трудовой деятельности за период работы у данного
работодателя способом, указанным в заявлении работника (на бумажном носителе
или в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной
подписью (при ее наличии у работодателя):
- в период работы не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления;
- при увольнении в день прекращения трудового договора.
Такое заявление работник может подать на бумаге или в электронном виде,
направив его по адресу электронной почты работодателя в порядке, установленном
работодателем.
В случае если в день прекращения трудового договора работнику невозможно выдать
сведения о трудовой деятельности у данного работодателя в связи с отсутствием
работника либо его отказом от их получения, работодатель обязан направить
работнику такие сведения на бумажном носителе по почте заказным письмом с
уведомлением.
Ответственность работодателя
Работодатель несет ответственность:
- за задержку по своей вине выдачи трудовой книжки или предоставления сведений
о трудовой деятельности при увольнении работника;
- за внесение в сведения о трудовой деятельности неправильной или не
соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника;
- за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или)
недостоверных сведений о трудовой деятельности в территориальный орган
Пенсионного фонда.
Если неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения в сведениях
о трудовой деятельности препятствовала поступлению работника на другую работу,
суд принимает решение о выплате ему среднего заработка за все время
вынужденного прогула.
Преимущества электронной трудовой книжки
• Удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности.
• Минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой
деятельности.
• Дополнительные возможности дистанционного трудоустройства.
• Снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных
трудовых книжек.
• Дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета без дополнительного
документального подтверждения.
• Использование данных электронной трудовой книжки для получения
государственных услуг.
• Новые возможности аналитической обработки данных о трудовой деятельности для
работодателей и госорганов.
• Высокий уровень безопасности и сохранности данных.